Приветствую Вас, Гость

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы


Опыт работы показывает, что повышение качества образования, обновление его содержания невозможно без использования современных образовательных технологий, позволяющих индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к учению.

На уроках и во внеклассной работе использую педагогические технологии личностно-ориентированного характера, ведущими чертами которых являются:

  • сотрудничество и диалогичность;

  • деятельностно - творческий характер;

  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка


Имею опыт работы по технологии коллективного способа обучения (КСО) по методике А. Г. Ривина. Парную работу использую в трех видах:

  • статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»);

  • динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание и обсуждают задание трижды (с каждым партнером);

  • вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными товарищами.

Данную технологию практикую на уроках русского языка при изучении нового материала.

Например, использовала работу в парах сменного состава при изучении темы: «Члены предложения» в 5 классе; когда один в паре изучает, дополнение, другой – обстоятельство, выполняют задания на карточках, объясняют друг другу теоретический материал, обмениваются практическими заданиями.

Технологию КСО, представленную работой в группах, применяю также на уроках литературы. Приведу пример использования этой технологии на уроках литературы Алтайского края. При изучении рассказов В. М. Шукшина дети в группах анализируют рассказы, выбирая определенный жанр: рассказ-исповедь, рассказ-характер, рассказ-судьба. Таким образом происходит обмен информацией, которую учащиеся собирают в сотрудничестве, где у каждого своя роль. Так складывается видение жанрового своеобразия шукшинских рассказов.

Опыт моей работы позволяет выделить следующие преимущества КСО:

  • каждый работает в индивидуальном темпе;

  • учащиеся учатся видеть проблемы, находить способы их решения;

  • у школьников формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение;

  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • развивается коммуникабельность.

Данная технология особенно результативна при изучении нового материала и на уроках обобщения.

На уроках русского языка использую технологию уровневой дифференциации, позволяющую учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Практикую разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Объединяю их в две группы: первая – даю задания каждому ученику; вторая – ученики могут выбрать задание сами. Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний обучающихся.

Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усваивает материал. Единственное условие – этот уровень не должен быть ниже уровня обязательной подготовки.

Я использую эту технологию в основном при изучении синтаксиса и пунктуации. Изучая «Сложное предложение» в 9 классе, работу по теме осуществляю по трем уровням:

  • обязательный (тренировочный и контрольный вариант);

  • дополнительный (тренировочный и контрольный вариант);

  • повышенной сложности (тренировочный и контрольный вариант);

Применяя данную технологию, использовала опыт учителя русского языка и литературы школы № 68 г. Барнаула Торшина В. Я.

Считаю, что данная технология приемлема на уроках русского языка при изучении таких тем, как: «Синтаксис сложного предложения», «Обособленные члены предложения». Работа ученика на своем уровне дает возможность ему испытать ситуацию успеха, а будет успех, будет и мотивация к дальнейшей работе.

Имею опыт работы по технологии проектного обучения. Использование этой технологии делает учебный процесс творческим, сжатым, а ученика ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности. Дети работают как над краткосрочными, так и долгосрочными проектами в зависимости от проблемы исследования. Работа может быть индивидуальной и групповой.

Данную технологию использую на уроках и во внеурочной работе.

Например, при изучении диалектных слов в разделе «Лексика» учащиеся работали над проектом «Словаря диалектных слов с. Черной Курьи». Деятельность по сбору материалов у местных жителей, старожилов села осуществлялась в группах. Проблему исследования дети поставили так: «Роль диалектных слов в познании жизни моих земляков», определили направление поиска информации, организовали группы избрали лидера группы, определили роли каждого. Роли представлялись следующим образом: собиратели слов, составители, аналитики, оформители, докладчики.

Использование проектной технологии вовлекло учеников в интересную исследовательскую деятельность на уроках литературного краеведения. Исследование жизни и творчества крестьянского поэта-самоучки, нашего земляка В. П. Белькова, стало благодатной почвой для создания проектов. Тем более что жизнь и творчество поэта никем не исследовалось ранее. Была выбрана тема – «Не по книгам учился я песни слагать». Для достижения цели необходимо было решить задачи: изучить рукописное и опубликованное наследие Белькова, реконструировать биографию поэта по его очерку «Повесть о моей жизни», охарактеризовать поэтическое творчество, определить место В. П. Белькова в истории литературы края и района. Работа над проектом представляла исследование групп по темам:

  • «Откуда я родом…»

  • «В том краю приютилися с музою мы…»

Результатом проекта стала воссозданная картина жизни и тематического своеобразия поэзии В. П. Белькова.

Наблюдалась высокая мотивация учащихся, интерес к исследованию. Деятельностный подход в проектной работе способствовал развитию личностных качеств, творческого мышления, исследовательских навыков, самостоятельности. При подготовке проектов учащиеся активно использовали архивные материалы, Internet.

Ученица, работая индивидуально над проектом, выполнила исследовательскую работу по творчеству крестьянского поэта- земляка В. П. Белькова, с которой участвует в краевой Программе для одаренной молодежи «Будущее Алтая», во Всероссийских конкурсах исследовательских работ им. В.И. Вернадского (г. Москва), «Первые шаги» (г. Москва).

Проектная деятельность оказалась результативной на предпрофильном курсе «Чудики в рассказах Шукшина», где на итоговом занятии учащиеся представили проекты литературного вечера, посвященного жизни и творчеству писателя-земляка. По проектам учащихся был составлен сценарий и проведен литературный вечер, посвященный юбилею В. М. Шукшина.

Такая работа продолжается и на занятиях элективного курса «Комплексный анализ текста» (на основе произведений писателей и поэтов родного края), занятиях литературного клуба, где учащиеся работают над проектами, создавая словарики диалектных слов и фразеологизмов, используемых в рассказах В. Шукшина.

Проектная деятельность дает возможность развивать творческие исследовательские способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Сейчас уже нельзя представить учебный процесс без использования информационно-коммуникационных технологий. С появлением в школе и дома у учащихся компьютеров, интерактивной доски, подключения к Интернету, активно внедряю информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения.

Применение ИКТ на уроках литературы позволяет мне реализовать следующие цели: ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, просмотр фрагментов кинофильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя. Это очень удобно для нашей школы, удаленной от драматических театров, художественных музеев, регулярно организуемых выставок.

Таким образом, рациональное использование ИКТ делает уроки интересными и информационно насыщенными. Обращение к экскурсии как уроку с использованием ИКТ, изучения биографических материалов способствуют развитию познавательной и творческой активности учащихся. В 9 классе на предпрофильном курсе «Чудики в рассказах Шукшина» проводила заочную экскурсию в с. Сростки. В процессе презентации учащиеся делали сообщения. Необходимые материалы для подготовки брали из Интернета. Открытый урок по рассказам В.М. Шукшина «Праздники детства», проведенный с использованием интерактивной доски и мультимедийной презентации, стал более информативным и наглядным.

Использование ИКТ прежде всего повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; развивает познавательную активность, возможность творческого самовыражения.

Проводила урок развития речи «Искусство писать письма» с использованием краеведческого материала, уроки по творчеству В. М. Шукшина, урок по творчеству поэта-земляка В. П. Белькова и др., используя интерактивную доску Более 50% уроков по МХК проходит с применением компьютерных технологий, что дает большую возможность демонстрировать творения искусства. Интерактивная доска позволяет привлечь большой объем материала, наглядно семантизировать новый материал, осуществлять опорную поддержку: возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, схемы), активизировать внимание всего класса, поддерживать познавательный интерес обучающихся, усилить мотивацию учения, а также эффективность восприятия и запоминания учебного материала.

Использую возможность применения интерактивной доски при подготовке к ЕГЭ в 11 классе, так как она дает преимущество перед традиционными методами обучения при осуществлении тестового контроля, систематизации изученного материала, а главное экономит учебное время. Использование ИКТ формирует компьютерную мультимедийную компетентность как учителя, так и обучающихся, развивает креативные способности в организации учебной работы.

Информационные технологии применяю не только в учебной, но и в воспитательной работе. Внеклассные мероприятия по предмету: литературные вечера, предметные недели, литературно-краеведческие конференции не проходят без использования ИКТ. Например, на литературном вечере, посвященном юбилею и открытию Года В. М. Шукшина на Алтае, мультимедийные средства позволили привлечь большой объем информации и наглядного материала. Компьютерные технологии вошли в мой педагогический арсенал: используются при обобщении и распространении опыта, в выступлениях на педсоветах и семинарах.

Пришла к выводу, насколько результативным оказывается применение инновационных технологий и для учителя: помогает профессиональному росту, позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует желание постоянно совершенствовать свое мастерство, развивать педагогический инструментарий.