Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Тексты некоторых выступлений

Профессионального стандарта педагога
[ Скачать с сервера (79.5 Kb) ] 03.03.2014, 13:55

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - как актуальны сегодня слова               К. Д.Ушинского. При обсуждении путей развития отечественной школы дошла очередь до ключевой фигуры реформирования образования. До недавнего времени суть реформирования образования преимущественно касалась преобразований в финансово-экономической сфере и изменений правового статуса учреждений образования (переход на подушевое финансирование, введение стимулирующих фондов оплаты труда учителя, придание школам статуса автономных, бюджетных или казенных организаций и т.п.                                                                                                     

Концепция и содержание профессионального стандарта педагога разрабатывается в российском образовании впервые. Думаю, что во всех образовательных организациях уже прошло обсуждение стандарта, все познакомились с содержанием документа. На форуме сайта АКИПКРО, как и на других,  высказаны различные мнения педагогов, предлагаются конкретные дополнения ко многим положениям стандарта. Не оставляет равнодушным отклик Ольги Михайловны Крайник - руководителя МО учителей русского языка и литературы Алтайского края - на обсуждаемый документ: «.. если учитель русского языка должен вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками, то, думаю, что на качественную подготовку к исполнению его непосредственных обязанностей – к подготовке к урокам русского языка (и литературы) – ему времени просто не останется». Вопрос о подмене слова «учитель» словом «педагог» в поле зрения многих.                                                            

Нельзя не согласиться с  мнением Евгения Ямбурга, заслуженного  учителя РФ, доктора педагогических наук, в обсуждении «Зачем нужен профессиональный стандарт?» (Околоправительственный доклад), что «эти документы вызывают психологическое отторжение у массы педагогов, поскольку содержат ряд положений формального характера, загружающие учителя дополнительной работой, отвлекающие его от выполнения своих основных обязанностей». Согласитесь, что к избыточным требованиям  относится и  предписанная педагогу обязанность создавать рабочие программы в строго определенных рамках. Сегодня учитель вынужден стать методистом. Но в Стандарте находим обратное: « от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».  Уязвимым стал и  сам термин «Стандарт» применительно к работе учителя.       

Учитель — профессия творческая, не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами. Применимы ли эти подходы к тонкой сфере образования, имеющей дело не с материальным, а духовным. Правомерно ли превращение образования в сферу обслуживания?    

 Так что же такое Профессиональный стандарт педагога? Чем отличается от квалификационных  характеристик учителя? Для чего необходим? Эти  и другие  вопросы волнуют каждого педагога?                    

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекают  от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени. Профессиональный стандарт необходим для того, чтобы повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры, а также для формирования должностных инструкций и разработки ФГОС педагогического образования.                                           

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.    Профессиональный стандарт  сегодня — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Недостаточными становятся  прописанные квалификационные характеристики учителя, так как развитие технологий, необходимость постоянно решать нестандартные задачи — всё это вместе взятое выдвигает новые требования к профессиональному стандарту. Сегодня любого работодателя помимо квалификации интересуют такие качества работника, как мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, умение работать в команде. Стремительно меняющаяся жизнь ставит перед всеми новые задачи, решать которые не приходилось раньше. Отсюда вытекает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

·        Работа с одаренными учащимися                                

·        Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования                                        

·        Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии

·        Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.          

В части «Содержание» включены разделы: обучение, воспитательная работа, развитие. И если  Вы заметили:  в части «обучение  - 7 положений», а в части «развитие» – 20. Вот на что нацеливает Стандарт - на развитие личностных качеств и профессиональных  компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности. Но чтобы решить новые задачи,  создать все условия для реализации данного проекта, мы понимаем - необходимы узкие специалисты -психологи, логопеды, дефектологи… А возможно ли это в условиях сельской малокомплектной школы?  Как и требование высшего образования к учителю…                                                              

  Подробно в документе представлены профессиональные компетенции педагога дошкольного и начального образования. Некоторые требования для учителей математики и русского языка  не оставили коллег равнодушными, например,  «вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы…» А значит учителю  вменяются новые обязанности.                    В Приложениях к  Стандарту прописаны пути и способы достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности, что сегодня является актуальным.

     Можно долго критично рассматривать те или иные положения Стандарта,  но с 1 января  2015  года нам этот документ принимать. Поэтому  уже сегодня нужно быть готовым к работе в новых условиях. Чтобы не встречать явного сопротивления педагогов, методическим службам школ нужно продуманно  планировать работу в этом направлении, создавать условия, что и делается во многих школах.                                                                 

  Отрадно, что в последнее время в рамках модернизации образования  значительно улучшилась  материально – техническая база школ: практически каждый  учебный кабинет нашей школы оборудован АРМ; частично оборудованы игровые зоны для младших школьников, учителя вовремя проходят курсы повышения квалификации, аттестацию. Проводятся  мероприятия по подготовке к  введению  стандарта. В нашей школе  в 2013 году прошел  педсовет: «Профессиональный стандарт: «за» и «против»: учителя изучили  и обсудили  положения документа. Администрация и  педагоги включены в инновационную работу:  Г.Е.Иванов  с 2013 года входит в состав Губернаторского клуба учителей – новаторов Алтая,  проходят мероприятия в рамках стажерской площадки (мастер – класс по работе с одаренными детьми совместно с Тюменцевским районом), инновационной работой заняты школьные  проблемные  группы  по введению ФГОС НОО, по информатизации,  клуб молодого учителя, (работа молодого учителя Богачевой С. В. в летних учебно - тренировочных сборах по химии для одаренных школьников Алтая под руководством народного учителя Р. А. Коркиной), работа с одаренными детьми ведется на протяжении многих лет (за последние 2 месяца: 1 место в краевом конкурсе сторителлинга,  1 место в районном к - се ученического самоуправления «Лидер», 2 место в районной научно – практической конференции). Дети с ОВЗ занимаются в классах и по смешанному типу,  включены в воспитательные, культурно – развлекательные, спортивные мероприятия.         Проводятся  методические мероприятия школьного образовательного округа (за год нашим округом проведено 10 мероприятий – 5 для учителей и 5 для обучающихся); высоко оценен на российском уровне проект по наставничеству; для родителей и учителей проведены творческие отчеты педагогов по  внеурочной деятельности в условиях ФГОС;  тесное сотрудничество с детским садом «Колосок» по программе «Преемственность». Педагоги результативно участвуют в конкурсах профессионального мастерства («Учитель года», «ИКТО - 2013», краевой конкурс лучших педагогических работников и др.),  различных проектах.       Разрабатываются локальные акты по инновационной деятельности.       Считаю, что такая работа включает каждого учителя в развивающую среду, а значит подготавливает к работе в условиях Профессионального стандарта. Ведь учитель, пока он учится сам, является примером постоянного развития и совершенствования, а это так важно сегодня  для  наших детей. Конечно, руководителям школ предстоит большая работа по дополнению Профессионального стандарта внутренним стандартом образовательного учреждения, необходимо будет разрабатывать локальные акты, соответствующие целям и задачам образовательных организаций.

         Хотелось бы, чтобы «Профессиональный стандарт»  прежде всего раскрепостил педагога, дал новый импульс его развитию,  нестандартным действиям, повысил престиж нашей профессии.

Категория: Тексты некоторых выступлений | Добавил: Valentina
Просмотров: 3888 | Загрузок: 325 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: