Приветствую Вас, Гость


КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ.

Происходящие сегодня в российской школе перемены создают хорошие предпосылки для организации краеведческой работы учителя и учащихся, благотворно сказываются на организации работы с одаренными детьми, нацеливают на внедрение инновационных программ и создание условий, в которых каждый учащийся может получить качественное образование, а школа – обрести своё лицо в образовательном пространстве. В нашей школе внедрение этих инноваций в практику позволило завершить создание целостной модели обучения и воспитания, опирающейся на образовательные и воспитательные ценности краеведения как средства осуществления гражданско – патриотического, нравственного воспитания учащихся, позволяющего наиболее рациональным путем сформировать у сельского школьника ценностные ориентации и убеждения, заложить прочные основы освоения социальных ролей и компетенций. Эту модель мы выстраивали в течение тридцати лет. Различные аспекты её создания и функционирования уже нашли отражение в публикациях [1]. Сейчас она оптимально соответствует имеющемуся кадровому потенциалу, учебно-материальной базе, традиционно сложившимся условиям для ее реализации, отвечает сегодняшним потребностям социума, создает благоприятные возможности для активной работы школы в режиме развития. В программе развития школы краеведение является краеугольным камнем и представлено следующими направлениями: - учебными курсами школьного компонента;

- системой дополнительного образования;

- системой воспитательной работы краеведческой и патриотической направленности;

Нам представляется, что в каждом из этих направлений школа добилась значимых успехов, могущих стать предметом обсуждения, однако объём данной работы позволяет остановиться лишь на первом.

Урочная и внеурочная работа учащихся и их руководителей планируется и координируется школьным советом по краеведению, в состав которого входят представители администрации и учителя, наиболее успешно работающие в этом направлении. Краеведческая работа начинается в начальных классах. Её объем, содержание и формы зависят от возраста учащихся, уровня их знаний и умений, степени готовности к ней учителя.

В первом классе с введением нового федерального стандарта на эти цели выделяется три часа внеурочной работы: «Народные игры и забавы», «Праздники и традиции моего села», «Декоративно – прикладное искусство моих предков». Ведут их учителя физкультуры, ИЗО и библиотекарь. Во 2 – 9 классах ведется курс «Литература Алтая», в 5 – 11 классах – авторский курс «История Алтайского края, Мамонтовского района и села Чёрная Курья», в 6 классе – «География Алтайского края», в 10 – 11 классах элективный курс «За страницами учебника истории», в 9 классе предпрофильные авторские курсы «Археология – профессия романтиков», завершающийся обязательной практикой в школьной археологической экспедиции, и «Чудики» в рассказах В. М. Шукшина». Профильные и элективные курсы ведут учителя высшей квалификационной категории. Их включение в образовательный процесс усиливает воспитывающее и развивающее воздействие обучения, способствует реализации принципа обновления образования. Все курсы прошли обсуждение на совете по краеведению, утверждены методсоветами, многократно апробированы на практике и постоянно дорабатываются в методическом и дидактическом плане. Учителя школы, работая по инновационным программам, разрабатывают их на основе внедрения в учебный процесс современных педтехнологий: ИКТ, здоровьесбережения, проектной деятельности, разноуровневого и личностно – ориентированного обучения. Особое внимание при этом мы уделяем выработке единых требований к организации исследовательской, проектной деятельности. Методы преподавания должны быть активными. В процессе их реализации дети овладевают общеучебными навыками работы с научной литературой, методикой проведения эксперимента, правильного его оформления в исследовательской работе, этикой ведения научной дискуссии. Как правило, каждый курс начинается с формирования круга обсуждаемых проблем и тематики возможных исследований, а завершается итоговой конференцией, на которой лучшие доклады, вышедшие за рамки учебных проектов, рекомендуются на школьную конференцию НОУ, а она, в свою очередь, делегирует лучших исследователей на участие в районных, краевых и российских форумах. За последние пять лет учащиеся школы трижды становились победителями и призёрами краевой историко – краеведческой олимпиады, победителем Всероссийской олимпиады по истории в МГУ, многократными лауреатами краевой программы «Будущее Алтая» в краеведческих номинациях, лауреатами Всероссийских конкурсов «Шаг в будущее», «Юность науки». «Юность, наука, культура», «Первые шаги», имени Вернадского. Большинство предпрофильных и профильных учебных курсов были представлены на районную инновационную образовательную выставку, лучшие – на краевой конкурс «Инновационный проект» и Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации», где отмечены дипломами лауреатов и грамотами. Только на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» учителя школы получили за эти разработки три диплома первой и два - второй степени. Часть курса «История Алтайского края, Мамонтовского района и села Чёрная Курья» опубликована в сборнике научных работ БГПУ, предпрофильный курс « «Чудики» в рассказах В. М. Шукшина», - в сборнике АКИПКРО, посвященном юбилею В. М. Шукшина [2]. Опыт и результаты работы школы в целом по краеведческой тематике многократно представлялись на районных, окружных, краевых, всесоюзных и всероссийских семинарах, научно – практических и научных конференциях. В 2009 году школа стала лауреатом III краевого фестиваля школ – победителей конкурса ПНПО в номинации «Лучший проект диссеминации опыта школы – лидера», а учителя - победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации, двух премий губернатора Алтайского края: имени С. П. Титова (в номинации «За просветительскую работу в области литературы и искусства, истории и культуры Алтайского края, краеведческую деятельность и работу в школьных музеях») и на денежное поощрение лучших учителей Алтайского края; краевого конкурса по популяризации и развитию научно – исследовательской деятельности одарённой молодежи и школьников Алтайского края. В 2010 году ещё один учитель стал победителем конкурса на денежное поощрение лучших учителей Алтайского края, есть представитель и в конкурсе этого года. Всё это в целом характеризует качественный уровень работы школы, где сегодня учатся всего 77 детей, по краеведческой тематике и направлено на реализацию основной цели школы: воспитание и развитие личности на основе овладения школьниками обществоведческими знаниями и умениями, ориентированными на социальную практику; позволяет выстроить в условиях небольшой сельской школы индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, раскрыть его способности, создать условия для их проявления и реализации, помочь самоопределиться и самоутвердиться, открыть дорогу в профессиональную сферу и сформировать активную гражданскую позицию.

Список литературы:

1. Иванов Г. Е . Археологический кружок в сельской школе как средство обучения и воспитания учащихся// Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск: изд – во НГУ, 1990. С. 18 – 26; Иванов Г. Е. Музей истории села Черная Курья: обзор экспозиции и фондов// Алтайский сборник. Вып. 16. Барнаул, 1995. С. 251 – 257; Иванов Г. Е. Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района. Барнаул, 2000. 168 с.; Иванов Г. Е. Из опыта преподавания курса « История Алтайского края в старших классах сельской школы// Региональный компонент курса истории: поиск и решения. Барнаул: изд – во БГПУ, 2001. С. 93 – 104; Иванов Г. Е. Археологическому кружку Чернокурьинской средней школы – 25 лет// Педагогические чтения им. В. В. Верещагина, посвященные 100 – летию детского туризма на Алтае. Барнаул, изд – во АлтГУ. 2005. С. 77 – 83; Иванов Г.Е. Научно – исследовательская работа в патриотическом воспитании сельских школьников// Довузовская подготовка в структуре непрерывного образования в условиях модернизации системы образования России. Барнаул: Азбука, 2005. С. 192 – 195; Иванов Г. Е. Некоторые аспекты создания и функционирования археологического кружка в сельской школе// «Будущее Алтая»- программа для одаренных школьников и молодежи: тематика исследований, лучшие работы, методические материалы. Барнаул, 2006. С. 97 – 102; Иванов Г. Е. Организация комплексной краеведческой работы по изучению древнего прошлого села и района //Археология, этнология, палеоэкология Северной Азии и сопредельных территорий. Новосибирск: изд – во НГПУ, 2007. С.369 – 371; Иванов Г. Е. Краеведение в учебном и воспитательном процессе сельской школы//IV педагогические чтения им. В. И. Верещагина. Вып. 4. Барнаул, 2009. С. 16 – 23; Иванов Г. Е., Семибратов В. П. Работа по охране и пропаганде археологических памятников в сельской школе// Охрана и использование археологических памятников Алтая. Барнаул, 1990. С. 138 – 140.

2. Иванов Г. Е. Из опыта преподавания курса « История Алтайского края в старших классах сельской школы// Региональный компонент курса истории: поиск и решения. Барнаул: изд – во БГПУ, 2001. С. 93 – 104; Фицай В. В. «Чудики» в рассказах В. М. Шукшина (курс по выбору для учащихся 9 кл.)// Методические рекомендации для работников образовательных учреждений по реализации юбилейных краевых программ и мероприятий, посвященных 80 – летию со дня рождения В. М. Шукшина. Барнаул, 2009. С. 23 – 28.


Г. Е. ИВАНОВ, В. В. ФИЦАЙ (МБОУ Чернокурьинская СОШ Мамонтовского района).