Скачать буклет
Молодой специалист в сельской малокомплектной школе
(из опыта работы по привлечению и закреплению молодых педагогов)
Вопрос о привлечении в школу молодых специалистов поднимается сегодня на разных уровнях. Но суть его заключается не только в том, как привлечь, но и главным образом в том, как удержать молодого педагога в школе. Проблем, которые необходимо при этом решить, очень много: это и обеспечение жильем, и финансовая поддержка, и система моральных поощрений, и адаптация в коллективе и в социуме, и, конечно же, совершенствование методической подготовки, способствующей быстрейшему профессиональному становлению молодого учителя. Учителю комфортнее в школе с хорошей материально – технической базой, современно выстроенной моделью обучения и воспитания, сложившимися традициями образования, отлаженной системой наставничества. Как это не парадоксально, но в современной сельской школе задача привлечения и закрепления молодого учителя может быть решена с положительным ответом именно в плоскости морали, поскольку реальными материальными стимулами, способными завлечь молодого специалиста, мы пока не располагаем.
Происходящие сегодня в российской школе перемены нацеливают на введение инновационных программ и создание условий, в которых каждый учащийся может получить качественное образование, а школа – обрести своё лицо в образовательном пространстве.
В нашей школе внедрение этих инноваций в практику позволило завершить создание целостной модели обучения и воспитания, опирающейся на образовательные и воспитательные ценности краеведения как средства осуществления гражданско – патриотического, нравственного воспитания учащихся, позволяющего наиболее рациональным путем сформировать у сельского школьника ценностные ориентации и убеждения, заложить прочные основы освоения социальных ролей и компетенций. Эту модель мы выстраивали в течение тридцати лет. Сейчас она оптимально соответствует имеющемуся кадровому потенциалу, учебно-материальной базе, традиционно сложившимся условиям для ее реализации (введение предпрофильного обучения, введение междисциплинарной программы по краеведению, многолетняя работа археологического кружка, школьной археологической экспедиции, музея истории села, поисковой и научно-исследовательской деятельности школьников, отлаженным связям с ВУЗами, научными центрами и музеями), отвечает сегодняшним потребностям социума, создает благоприятные возможности для активной работы школы в режиме развития. Такая модель обучения и воспитания позволила школе участвовать и победить в 2007 году в ПНПО, а в 2009 – войти в Национальный реестр лучших образовательных учреждений России. Считаем, что такая школа может привлечь молодого специалиста.
В школе работает 19 педагогов, 10 из которых наши выпускники. За последние три года у нас пять молодых специалистов. Трое из них - выпускники школы. Два учителя работают по краевому гранту, один - по федеральному. Система грантов – хорошая поддержка молодому специалисту. Все молодые учителя обеспечены педагогической нагрузкой от ставки и выше, а также получают доплаты к заработной плате: в первый год работы – 40%, во второй – 30%, в третий – 20%. Из фонда неаудиторной занятости оплачиваем заведование кабинетами, проверку тетрадей, классное руководство. По итогам работы за каждое полугодие молодые учителя получают стимулирующие выплаты от 800 до 3500 рублей. Каждый заведует кабинетом. В двух кабинетах есть интерактивные доски, в остальных - компьютеры и мультимедиапроекторы. У учителя информатики - оборудованный компьютерный класс. В педагогических вузах и колледжах обучаются семь выпускников, которые, возможно, в будущем пополнят нашу школу. В школе разработана программа работы с молодыми специалистами. Цель программы: создание условий для самореализации, приобретения практических навыков, закрепления молодых учителей в коллективе. Составлен план работы с молодыми учителями, который включает работу школы и клуба молодого учителя. Школа молодого учителя решает следующие задачи: Выявление актуальных проблем педагогической практики индивидуального и общего характера, оказание организационно - методической помощи молодым специалистам; Ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов; овершенствование профессионально - педагогической компетенции молодых специалистов, оказание методической поддержки в инновационной деятельности
1. Знакомство с нормативными документами.
2. Диагностика затруднений молодых педагогов.
3. Методическая помощь.
4. Внутришкольный контроль за работой молодых педагогов.
- Методические лектории
- Семинары
- Практикумы
- Консультации
- Посещение уроков опытных учителей
- Недели молодого учителя и т.д.
- Семинар по теме недели (отв. зам директора по УВР)
- Индивидуальные консультации по подготовке открытых уроков молодых учителей (отв. зам директора по УВР)
- Открытые уроки с использованием электронных образовательных ресурсов.(отв. молодые учителя, руководители проблемных групп)
- Круглый стол «Анализируем урок» (отв. зам директора по УВР)
- Педсовет «Роль ИКТ в преподавании моего предмета» (отв. зам директора по УВР, молодые учителя)
На современном этапе большую роль в профессиональном становлении молодого учителя играет сетевое взаимодействие учителей. Сетевое взаимодействие способствует методическому росту начинающих педагогов; обеспечивает продуктивное взаимодействие педагогов особенно в условиях сельской школы. Профессиональное становление молодых специалистов в сельской школе будет успешным, если:
- обеспечивается непрерывность профессионального становления молодых специалистов в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда;
- осуществляется сотрудничество молодых специалистов и ветеранов педагогического труда, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом лучших педагогических работников и молодых специалистов в совместной педагогической деятельности.
На базе школы была организована встреча молодых учителей Мамонтовского района. Подготовлено это мероприятие по инициативе клуба молодых учителей Чернокурьинской школы. Всем участникам были розданы буклеты, содержащие информацию о школе, о направлениях и результатах работы школьного клуба молодого учителя «Дебют». Очередной номер газеты «Будь в курсе», который выпускают наши начинающие педагоги, познакомил с работой учителей. 20 молодых педагогов района с большим интересом участвовали в работе круглого стола по теме: «Молодой учитель: проблемы, адаптация и становление». Все с оживлением слушали и смотрели самопрезентацию каждого учителя. Зам.директора по УВР В.В. Фицай организовала дискуссию, представила итоги анкетирования молодых учителей района, провела тренинг: моделирование процесса адаптации молодого специалиста, упражнение «Мои профессиональные планы» и т.д. Молодые учителя увлеченно, с задором, участвовали в работе круглого стола. Маурер Марина Игоревна, учитель русского языка и литературы Чернокурьинской СОШ рассказала об основных направлениях работы клуба молодого учителя «Дебют»: методическая работа, работа в проблемных группах школы, внеурочная деятельность по предмету, участие в конкурсах, организация досуга. Она поделилась опытом участия молодых учителей нашей школы в конкурсах профессионального мастерства: районный конкурс «Учитель года -2011,2012», краевом конкурсе лучших педагогических работников в номинации «Молодой учитель» и др. Всем присутствующим была интересна информация о получении молодыми учителями школы стимулирующих выплат. Выступление сопровождалось интересным видеорядом, где был показан досуг педагогов: занятия в спортивном и тренажерном залах школы, на лыжной базе, участие в школьных и сельских мероприятиях. Богачева С.В., учитель химии Чернокурьинской СОШ рассказала о работе Первого заседания Ассоциации молодых педагогов Алтая, на котором она представляла наш район.