Приветствую Вас, Гость
 
 

 Скачать буклет
 

 

              Молодой  специалист в сельской малокомплектной школе

 

(из опыта работы по привлечению и закреплению молодых педагогов)

Вопрос о привлечении в школу молодых специалистов поднимается сегодня на разных уровнях. Но суть его заключается не только в том, как привлечь, но и главным образом в том, как удержать  молодого педагога в школе. Проблем, которые необходимо при этом решить, очень много: это и обеспечение жильем, и финансовая поддержка, и система моральных поощрений, и адаптация в коллективе и в социуме, и, конечно же, совершенствование методической подготовки, способствующей быстрейшему профессиональному становлению молодого учителя.   Учителю комфортнее в школе с хорошей материально – технической базой,  современно выстроенной моделью обучения и воспитания, сложившимися традициями образования, отлаженной системой наставничества. Как это не парадоксально, но в современной сельской школе задача привлечения и закрепления молодого учителя может быть  решена с положительным ответом именно в плоскости морали, поскольку реальными материальными стимулами, способными завлечь молодого специалиста, мы пока не располагаем.                                           

Происходящие сегодня в российской школе перемены  нацеливают на введение инновационных программ и создание условий, в которых каждый учащийся может получить качественное образование, а школа – обрести своё лицо в образовательном пространстве.                          

В нашей школе внедрение этих инноваций в практику  позволило   завершить создание  целостной модели обучения и воспитания, опирающейся на образовательные и воспитательные ценности краеведения  как средства осуществления гражданско – патриотического, нравственного воспитания учащихся, позволяющего наиболее рациональным путем сформировать у сельского школьника ценностные ориентации и убеждения, заложить прочные основы освоения социальных ролей и компетенций.         Эту модель мы выстраивали в течение тридцати лет. Сейчас она  оптимально соответствует имеющемуся кадровому потенциалу, учебно-материальной базе, традиционно сложившимся условиям для ее реализации (введение предпрофильного обучения, введение междисциплинарной программы по краеведению, многолетняя работа археологического кружка, школьной археологической экспедиции, музея истории села, поисковой и научно-исследовательской деятельности школьников, отлаженным связям с ВУЗами, научными центрами и музеями),  отвечает сегодняшним потребностям  социума,  создает благоприятные возможности для активной работы школы в режиме развития. Такая модель обучения и воспитания  позволила школе участвовать и победить в 2007 году  в ПНПО, а в 2009 – войти в Национальный реестр лучших образовательных учреждений России. Считаем, что такая школа может привлечь молодого специалиста.                    

  В  школе  работает 19 педагогов, 10 из которых наши  выпускники.  За последние три года у нас пять молодых специалистов. Трое из них -  выпускники школы. Два учителя работают по краевому гранту, один  - по федеральному. Система грантов – хорошая поддержка молодому специалисту. Все молодые учителя обеспечены педагогической нагрузкой от ставки и выше, а также получают доплаты к заработной плате: в первый год работы – 40%, во второй – 30%, в третий – 20%. Из  фонда неаудиторной занятости оплачиваем заведование кабинетами, проверку тетрадей, классное руководство. По итогам работы за каждое полугодие молодые учителя получают стимулирующие выплаты от 800 до 3500 рублей. Каждый заведует кабинетом. В двух кабинетах есть интерактивные доски, в остальных - компьютеры и мультимедиапроекторы.  У учителя информатики - оборудованный компьютерный класс.  В педагогических вузах и колледжах обучаются семь выпускников, которые, возможно,  в будущем пополнят нашу школу.           В школе разработана программа работы с молодыми специалистами. Цель программы: создание условий для самореализации, приобретения практических навыков, закрепления молодых учителей в коллективе. Составлен план работы с молодыми учителями, который включает работу школы  и  клуба молодого учителя. Школа молодого учителя решает следующие задачи: Выявление актуальных проблем педагогической практики индивидуального и общего характера, оказание организационно - методической помощи молодым специалистам; Ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов; овершенствование профессионально - педагогической компетенции молодых специалистов, оказание методической поддержки в инновационной деятельности

Выполнение поставленных задач осуществляется по следующим направлениям: 

1. Знакомство с нормативными документами. 

2. Диагностика затруднений молодых педагогов. 

3. Методическая помощь. 

4. Внутришкольный контроль за работой молодых педагогов.

По этим направлениям  проводятся  мероприятия: 
  • Методические лектории 
  • Семинары 
  • Практикумы  
  • Консультации 
  • Посещение уроков опытных учителей 
  • Недели молодого учителя и т.д.
Важное значение имеют недели молодого учителя, в ходе которых начинающие педагоги повышают методический уровень как в теоретическом, так и практическом плане.
Приведем для примера план проведения недели молодого учителя (1 –й год работы) по теме: «Роль ИКТ в формировании информационной компетентности учащихся»
  1. Семинар по теме недели (отв. зам директора по УВР)
  2. Индивидуальные консультации по подготовке открытых уроков молодых учителей (отв. зам директора по УВР)                                                               
  3. Открытые уроки с использованием электронных образовательных ресурсов.(отв. молодые учителя, руководители проблемных групп)
  4. Круглый стол «Анализируем урок» (отв. зам директора по УВР)
  5. Педсовет «Роль ИКТ в преподавании моего предмета» (отв. зам директора по УВР, молодые учителя)                                     

На современном этапе большую роль в профессиональном становлении молодого учителя играет сетевое взаимодействие учителей. Сетевое взаимодействие способствует методическому росту начинающих педагогов; обеспечивает продуктивное взаимодействие педагогов особенно  в условиях сельской школы. Профессиональное становление молодых специалистов в сельской школе будет успешным, если:

  • обеспечивается непрерывность профессионального становления молодых специалистов в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда;
  • осуществляется сотрудничество молодых специалистов и ветеранов педагогического труда, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом лучших педагогических работников и молодых специалистов в совместной педагогической деятельности.
Поэтому и необходимо сетевое взаимодействие школ района по формированию равнодоступного для молодых специалистов единого образовательного пространства, в котором представлено многообразие ресурсов, возможностей для профессионального становления начинающих педагогов в условиях сельской малокомплектной школы.
   На базе  школы  была организована встреча молодых  учителей Мамонтовского  района. Подготовлено это мероприятие по инициативе клуба молодых учителей Чернокурьинской школы. Всем участникам были розданы буклеты, содержащие информацию о школе, о направлениях и  результатах работы школьного клуба молодого учителя «Дебют». Очередной номер газеты  «Будь в курсе», который выпускают наши начинающие педагоги, познакомил с работой учителей. 20 молодых педагогов района  с большим интересом участвовали в работе круглого стола по теме: «Молодой учитель: проблемы, адаптация и становление». Все с оживлением слушали и смотрели  самопрезентацию  каждого учителя. Зам.директора по УВР В.В. Фицай организовала дискуссию, представила итоги анкетирования молодых учителей района,  провела тренинг: моделирование процесса адаптации молодого специалиста, упражнение «Мои профессиональные планы» и т.д. Молодые учителя увлеченно, с задором, участвовали в работе круглого стола. Маурер Марина Игоревна, учитель русского языка и литературы Чернокурьинской СОШ  рассказала об основных направлениях  работы клуба молодого учителя «Дебют»: методическая работа, работа в проблемных группах школы, внеурочная деятельность по предмету, участие в конкурсах, организация досуга. Она поделилась опытом участия молодых учителей  нашей школы в конкурсах профессионального мастерства: районный конкурс «Учитель года -2011,2012», краевом конкурсе лучших педагогических работников в номинации «Молодой учитель» и др. Всем  присутствующим была интересна информация о получении молодыми учителями школы  стимулирующих выплат.  Выступление сопровождалось  интересным видеорядом, где  был показан досуг педагогов: занятия в спортивном и тренажерном залах школы, на лыжной базе, участие в школьных  и сельских мероприятиях.  Богачева С.В., учитель химии Чернокурьинской СОШ  рассказала о работе  Первого заседания Ассоциации молодых педагогов Алтая, на котором она представляла наш район.    
В конце мероприятия было предложено   создать районный клуб молодого учителя на базе МБОУ «Чернокурьинская СОШ» с целью организации сетевого взаимодействия на уровне района,  а может быть,  и округа, помощи в личностной и социально – педагогической адаптации, в формировании  профессиональной компетентности молодого педагога. 
Был сформирован Совет клуба молодого учителя, выбран председатель, заместитель. Утверждено Положение о районном  клубе молодого учителя, план работы на 2012 – 2013 учебный год.       
Таким образом, организованная система работы в МБОУ «Чернокурьинская СОШ» с молодыми учителями способствует быстрейшему профессиональному становлению молодого учителя, акцентирует внимание на формирование учителя-профессионала, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование, самопроектирование личности. Наиболее продуктивной работе будет способствовать работа районного клуба молодых учителей, сетевое взаимодействие молодых учителей на уровне района, округа, края. Школа подала заявку на участие в конкурсе на присвоение статуса инновационной площадки – окружного ресурсного центра. Тема инновационного опыта экспериментальной деятельности, представленного на конкурс:  «Социально – профессиональная адаптация молодого учителя в сельской малокомплектной школе: проблемы и решения».

      ​​​​​​​