Приветствую Вас, Гость

Размышление молодых учителей о профессии учителя


Мой выбор

Кем быть?  Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым  молодым человеком.       Учась в школе, я и не задумывалась над тем, кем я буду в будущем, какая профессия для меня. Планов и желаний было много,  но окончательный выбор пал все же на педагогический.                    

 Время шло… Я, закончила Барнаульский  педагогический  колледж  и  вернулась в свою родную Чернокурьинскую школу.  Страшно, боязно!  Я, вчерашняя ученица, а сегодня   должна быть наравне со своими учителями!?  И вот я уже третий год работаю в школе учителем начальных классов. Учитель! Ты весь на  виду, как на ладошке. Как бы плохо тебе не было, ты обязан быть собранным, подтянутым, улыбчивым. Вы думаете просто научить ребёнка грамоте, счёту?!  Нет! Очень и очень сложно!На всю жизнь детям запоминается первая линейка, первый звонок. Но самое главное – это добрый взгляд и ласковая улыбка первой учительницы. Я думаю,  что учителю надо много работать над собой, чтобы уверено войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети! Я ваша первая учительница…» Нас, учителей начальных классов,  часто называют «второй мамой», «школьной мамой». И эта мама должна быть строгой и доброй, требовательной и весёлой. Первая учительница оставляет в душе ребёнка глубокий след. Желание ребёнка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. А я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Я люблю свою профессию, горжусь ею.

Чем мне нравится моя профессия?   Нравится  тем, что я   НУЖНА.  Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час … Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порой забывая поздороваться; тебя всегда осмотрят и заметят твое настроение. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне  самое  дорогое - своих любимых детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими помощниками,  единомышленниками.  Я не боюсь спрашивать совета у родителей: « Подумаем вместе...»  Нужна коллегам, у которых часто спрашиваю совет, с которыми вместе ежедневно выполняю свою работу, такую непростую, но такую нужную!  У нас замечательный  и дружный коллектив. Здорово, что в нашей школе есть еще начинающие педагоги! Мне нравится работать в клубе молодого учителя: вместе решать проблемы, интересно  проводить досуг.

В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школе  используются новые информационные технологии: компьютер, интерактивная доска, проектор. Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках и на внеклассных мероприятиях.                                             

Второй год работаю по  новым образовательным стандартам (ФГОС). Прошла курсы повышения квалификации в 2011 году  по этой теме. Разработала программы внеурочной деятельности по внедрению ФГОС (1 класс «Народные игры и традиции», «Почемучка», 2 класс: «Волшебная палитра природы»). Провожу уроки с  применением интерактивных технологий. Принимала  участие в неделе молодого учителя, давала открытый урок, выступала на педсовете.

В школе создана  проблемная группа по внедрению ФГОС, в работе которой я активно участвую. В моем кабинете есть  все условия для внедрения и осуществления новых стандартов: это и новое интерактивное оборудование, новая  мебель и площадка для самовыражения, где есть возможность каждому ребенку проявить себя. Эта площадка стала не только любимым местом для моих детей, но и для других ребят из начальных классов. Здесь ребятам разрешено все – играть в шахматы, лепить из пластилина, создавать аппликации и поделки не только из цветной бумаги, но и из природного материала.

Мои ученики уже принимают активное участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах,  и  их успехи меня радуют. Например, на прошедшем недавно дистанционном конкурсе «Секреты логического ларчика» Максим Трунов стал победителем, занял  третье место. Другие ребята от него не отстают, также принимают активное участие в олимпиадах и жизни школы.

 За время моей работы в школе я убедилась, что в выборе моей профессии я не ошиблась.

Елена Илдаровна Деминова, учитель начальных классов

Новой школе – современный учитель

Перед каждым выпускником школы стоит нелегкая задача – выбор профессии. Что же стало точкой отсчета для моего выбора – стать учителем? Достаточно вспомнить уроки литературы, на которых я с удовольствием выразительно читала стихотворения наизусть. Выразительностью я хотела передать те эмоции, которые доносил до меня тот или иной поэт. Но мое чтение у класса вызывало только смех, а мне становилось стыдно и обидно. Почему они меня не понимают? В лирике я видела что-то необычное, отличающееся от обыденной действительности, но созвучное моей душе. В 2003 году участвовала в районном конкурсе чтецов «Они поют о тебе, Родина моя», на котором стала лауреатом, выступив со стихотворением замечательного поэта - чернокурьинца Б. Бурилова «Заря». В 2004 году стала лауреатом районного конкурса чтецов «Калина красная». А в 2005 году награждена грамотой за 3 место в районной олимпиаде по литературе. Это для меня были настоящие достижения! Окончив Чернокурьинскую среднюю школу с серебряной медалью, я поступила в АлтГУ на филологический факультет.

Вот я и учитель… Вхожу в класс, на меня смотрят пытливые детские глаза…ждут чего-то нового, удивительного. Школа изменилась, а значит и учитель должен быть другим. Но каким ?

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы требования к современной школе: уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно способствовать обновленное содержание образования. Безусловно, такая школа требует и нового учителя.

Выражение «новой школе - современный учитель» каждый понимает по-своему. Для меня современный учитель – это творческий педагог, умеющий применять в своей практике новейшие технологии. Современный учитель в новой школе должен быть профессионально компетентным, а информационная компетентность должна стать ключевой. Он также должен обладать умением владеть аудиторией, культурой межличностного общения, артистичностью, грамотностью и самостоятельностью.

Современный учитель в каждом ученике прежде всего должен видеть успешную личность с ее индивидуальными особенностями. Мои педагогические аксиомы таковы:

  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету и научить их добывать эти знания из различных источников, свободно ориентироваться в современном информационном пространстве;

  • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

  • содействовать творческому развитию каждого ученика;

Современный учитель литературы должен стать для учащихся другом, способным увидеть и раскрыть богатство их души, способствовать их творчеству, ясному миропониманию. Таким настоящим другом для меня в школьное время была моя учительница литературы, Ольга Давыдовна Подсадных.

Работая в школе второй год, я окончательно убедилась в том, что важнейшим критерием «современности» была и остаётся любовь к своей профессии. Любить детей и школу, идти в ногу со временем также являются характерными чертами современного учителя.

Мир не стоит на месте. Сегодня в нем ведущую роль играют информационные технологии. Еще в начале XX века писатель-реалист М. Горький сказал: «Мы живём в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой…». Эти слова актуальны и для меня. Я работаю в сельской малокомплектной школе, которую закончила семь лет назад и вижу, как, в результате реализации нацпроекта «Образование» и краевых программ по поддержке сельских учителей, особенно молодых, глубоко и кардинально за эти годы в ней изменилось и оснащение, и качество преподавания. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс активизировало процесс обучения, повысило темп урока, увеличило объем самостоятельной работы учащихся. В такой школе учителю интересно работать.

Себя я могу назвать современным учителем, потому что не мыслю уроков без информационно-коммуникационных технологий. На своих уроках использую электронные образовательные ресурсы, что повышает наглядность, интерактивность. Это и анимированные рисунки, и иллюстрации, и интерактивные определения, правила, тесты и словари. Электронные образовательные ресурсы используются на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. Из этого следует, что современный учитель – это разработчик новых технологий обучения, что повышает его творческую активность и создает условия для более успешной самореализации. Девиз учителя сегодня: забыть про тряпку и мел! Ведь на смену этим устаревшим инструментам пришла интерактивная доска с интерактивным карандашом! Но это вовсе не означает, что душу учителя можно заменить какой-то компьютерной программой. Только живое общение с учеником может вызвать чувство сопереживания, стремление к творчеству, радость. Пусть каждый урок будет открытием!

Учителю-словеснику, по его призванию, должен быть открыт мир творчества. Я с огромным интересом увлекаюсь музыкой и изобразительным искусством. Это дает возможность создавать межпредметные связи, моделировать интегрированные уроки. С удовольствием веду уроки мировой художественной культуры, музыки, искусства. Общение с искусством помогает мне прикоснуться к чувствам, мыслям учащихся, будит фантазию, дает силы для творческих поисков и открытий, а также позволяет лучше понять себя. Поэтому

Миру совершенствования современного учителя, а, следовательно, и его учеников, нет предела!



Марина Игоревна Маурер, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чернокурьинская СОШ»



Я - учитель!

В последнее время всё чаще слышу суждения о том, что школа - это не место для работы, тем более для молодых и активных людей. Но я с этим не согласна. Откуда и когда у человека появляется желание стать учителем? Думаю, еще во время учебы в школе. На мой взгляд, именно то, детское желание быть похожей на своего первого учителя и является отправной точкой долгого пути к профессии. У меня было именно так. До сих пор я с любовью и благодарностью вспоминаю свою первую учительницу – Валентину Семеновну Комолову. Да и как забыть те уроки, уроки творчества и доброты! Когда я стала работать в Чернокурьинской средней школе (с сентября 2011 года), друзья и знакомые задавали мне вопросы: «А почему ты решила стать учителем? А легко ли работать с современными детьми, тем более молодому педагогу?» В наше время, к сожалению, многие склонны думать, что молодёжь идёт в учителя только из-за отсутствия других, более престижных вакантных мест. Однако такие доводы, на мой взгляд, являются заблуждением. Учитель – не просто профессия, это призвание, которое нужно прочувствовать душой. Если ты не видишь и не чувствуешь себя педагогом, если ты не готов сотрудничать с детьми, оказывать им помощь и поддержку, ты никогда и ни за что не пойдёшь работать в школу.

В первые дни работы, наверно, как и все молодые учителя, столкнулась со многими трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении материала – это далеко не полный перечень невзгод, которые меня подстерегали. Теперь передо мной стояла задача – научиться учить. Мне повезло, что я пришла работать в свою родную школу. Повезло вдвойне, что школа оснащена современным оборудованием, в кабинете химии, которым я заведую, имеется компьютер, проектор, экран, современный вытяжной шкаф, лабораторное оборудование. Все это позволяет строить уроки на должном уровне. А это очень важно в профессии учителя. Атмосфера, сложившаяся в нашей школе, очень благоприятна для вчерашнего выпускника педвуза. Продуманные действия администрации школы, хорошо спланированная система наставничества помогли быстро влиться в коллектив и успешно работать с учениками. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой. Особую  роль в становлении меня, как молодого специалиста,  сыграл «Клуб молодого учителя», который успешно работает в школе уже второй год. Руководит работой клуба заместитель директора по учебно – воспитательной работе Валентина Владимировна Фицай – учитель с большим опытом работы. А еще она была и моя учительница! Она всегда поможет правильно спланировать этапы урока,  подобрать формы работы, наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех начинающих учителей. Такая поддержка просто необходима. Ведь мало иметь какую – то сумму знаний и навыков. Если рядом не окажется  мудрых наставников, то из молодого педагога никогда не получится хороший специалист. В нашем Клубе обсуждаются не только рабочие моменты, мы с большим удовольствием выпускаем газету «Будь в курсе». Как и любая газета, она состоит из нескольких рубрик: «наши новости», где мы рассказываем о том , что произошло, на наш взгляд, интересного и значимого, «методическая копилка», куда мы помещаем материал, который может пригодиться любому учителю в своей деятельности, «поздравляем», где мы поздравляем своих коллег с праздниками, днями рождения, ну и, конечно же, рубрика смешных ситуаций, случившихся на уроках.

Работа школы и клуба молодого учителя дает возможность повышать методический уровень, реализовывать свои творческие планы. Я стараюсь участвовать во всех методических мероприятиях, во внеурочной деятельности, всевозможных олимпиадах и конкурсах как для педагогов, так и для детей. Второй год я с детьми участвую во Всероссийских олимпиадах, и это мне очень нравится. Радуюсь своим первым успехам на педагогическом пути. В прошлом учебном году в школе провела «Неделю химии», посвященную 300 – летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Дети с большим интересом готовились к каждому мероприятию. Особенно интересным получился заключительный вечер о жизни великого ученого. Мои коллеги тоже оказывали не только методическую помощь, но и поддерживали меня. Очень волновалась во время «Недели молодого учителя», в течение которой каждый молодой педагог, а нас пятеро, давал открытые уроки по предмету. Я давала урок в 11 классе по дисперсным системам, на котором использовала современные информационные технологии – ЭОРы, и, по мнению коллег, мой урок получил наивысший бал. И вот моя первая учительская грамота! В начале учебного года проходил конкурс «Учитель года - 2012», где я принимала участие, и была награждена благодарственным письмом. Хорошо, что в районе организован такой конкурс. Кто знает, может быть, на следующий год и войду в тройку лидеров, поэтому буду работать и приложу много усилий, чтобы все это осуществить. Совсем недавно в г. Барнауле прошло первое заседание Ассоциации молодых педагогов Алтайского края, на которое я была делегирована от района. Узнала и рассказала коллегам о сетевом взаимодействии между молодыми учителями края. Как это здорово осознать, что ты не один, нас много, что в любую минуту найдутся люди, которые готовы тебе помочь, обсудить какие-то важные для тебя моменты, помочь советом, поддержать, и , наконец, узнать, как живут твои коллеги в других уголках края. Интересным и важным событием для нас, начинающих педагогов, стала встреча в нашей школе молодых учителей района, на которой мы создали районный клуб молодого учителя. Проработав в школе 2 года, по своим наблюдениям, могу отметить, что дети, какими бы они разными ни были, хотят, чтобы их понимали, относились к ним с добротой, уважением и внимательно выслушивали их точку зрения. Безусловно, сейчас у учащихся огромные возможности, да и сами они стали более раскрепощёнными, более смелыми и развиваются с опережением, но кто сказал, что это плохо? Каждый ребенок талантлив. Главное, суметь раскрыть эти таланты и создать условия для творчества. Здесь, на мой взгляд, мне, как молодому учителю, гораздо проще, поскольку я сама не так давно окончила школу, помню, какие уроки и темы были мне интересны, а какие нет, и строить свои уроки в этом отношении мне уже легче. Ведь главное, чтобы ребёнок был заинтересован на уроке, чтобы он не просто просидел отведённое время, а был активно включён в деятельность, чтобы он чувствовал свою значимость и успешность на уроке. Коллеги у меня очень хорошие, у нас нет противоречий. Более опытные учителя давали мне много советов. Но, главный из них — быть самой собой на уроке, не строить из себя другого человека. Нужно общаться с детьми, но при этом показывать, что я — педагог, а он — ребенок. Ведь разница в возрасте у нас не слишком большая, особенно с ребятами постарше. Но они должны понимать, что с ними говорит учитель, а не их сверстник. Я уверена, что любить каждого ученика, видеть в нем человека с его недостатками и достоинствами, просто необходимо в нашей профессии. Дети очень хорошо чувствуют искренность. Только искренней любовью можно завоевать доверие, без которого невозможно учить и воспитывать. Только отдавая себя полностью, получаешь хороший результат. Поэтому, быть Учителем для меня — значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией, а главное – любящим своих учеников!

Школа – это жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится – если, конечно, приложить определенные усилия. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд. Это все мне нравится! Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, придумываешь.…