Главная » Файлы » Тексты некоторых выступлений |
[ Скачать с сервера (41.5 Kb) ] | 03.03.2014, 13:31 |
Происходящие сегодня в
российской школе перемены создают хорошие
предпосылки для организации краеведческой работы учителя и учащихся,
благотворно сказываются на организации работы с одаренными детьми, нацеливают
на внедрение инновационных программ и создание условий, в которых каждый
учащийся может получить качественное образование, а школа – обрести своё лицо в
образовательном пространстве. В
нашей школе внедрение этих инноваций в практику
позволило завершить
создание целостной модели обучения и
воспитания, опирающейся на образовательные и воспитательные ценности
краеведения как средства осуществления
гражданско – патриотического, нравственного воспитания учащихся, позволяющего
наиболее рациональным путем сформировать у сельского школьника ценностные
ориентации и убеждения, заложить прочные основы освоения социальных ролей и
компетенций. Эту
модель мы выстраивали в течение тридцати лет. Различные аспекты её создания и
функционирования уже нашли отражение в
публикациях [1]. Сейчас она оптимально
соответствует имеющемуся кадровому потенциалу, учебно-материальной базе,
традиционно сложившимся условиям для ее реализации, отвечает сегодняшним
потребностям социума, создает благоприятные возможности для
активной работы школы в режиме развития.
В программе развития школы краеведение является краеугольным камнем и
представлено следующими направлениями:
- учебными курсами школьного компонента; - системой дополнительного образования; - системой воспитательной работы краеведческой и патриотической направленности; Нам представляется, что в каждом из этих направлений школа добилась значимых успехов, могущих стать предметом обсуждения, однако объём данной работы позволяет остановиться лишь на первом. Урочная и внеурочная работа учащихся и их руководителей планируется и координируется школьным советом по краеведению, в состав которого входят представители администрации и учителя, наиболее успешно работающие в этом направлении. Краеведческая работа начинается в начальных классах. Её объем, содержание и формы зависят от возраста учащихся, уровня их знаний и умений, степени готовности к ней учителя. В первом классе с введением нового
федерального стандарта на эти цели выделяется
три часа внеурочной работы:
«Народные игры и забавы», «Праздники и традиции моего села», «Декоративно –
прикладное искусство моих предков». Ведут их учителя физкультуры, ИЗО и
библиотекарь. Во 2 – 9 классах ведется
курс «Литература Алтая», в 5 – 11 классах –
авторский курс «История Алтайского края, Мамонтовского района и села
Чёрная Курья», в 6 классе – «География Алтайского края», в 10 – 11 классах
элективный курс «За страницами учебника истории», в 9 классе предпрофильные
авторские курсы «Археология – профессия
романтиков», завершающийся обязательной практикой в школьной археологической
экспедиции, и «Чудики» в рассказах В. М.
Шукшина». Профильные и элективные курсы ведут учителя высшей квалификационной
категории. Их включение в образовательный процесс усиливает воспитывающее и развивающее воздействие
обучения, способствует реализации принципа обновления образования. Все курсы прошли обсуждение
на совете по краеведению, утверждены методсоветами, многократно апробированы на
практике и постоянно дорабатываются в методическом и дидактическом плане.
Учителя школы, работая по инновационным программам, разрабатывают их на основе
внедрения в учебный процесс современных педтехнологий: ИКТ, здоровьесбережения,
проектной деятельности, разноуровневого и личностно – ориентированного
обучения. Особое внимание при этом мы уделяем
выработке единых требований к организации исследовательской, проектной деятельности. Методы преподавания
должны быть активными. В процессе их реализации
дети овладевают общеучебными навыками
работы с научной литературой, методикой проведения эксперимента,
правильного его оформления в
исследовательской работе, этикой ведения научной дискуссии. Как
правило, каждый курс начинается с
формирования круга обсуждаемых проблем и тематики возможных исследований, а
завершается итоговой конференцией, на которой лучшие доклады, вышедшие за рамки
учебных проектов, рекомендуются на школьную конференцию НОУ, а она, в свою
очередь, делегирует лучших исследователей на участие в районных, краевых и российских
форумах. За последние пять лет учащиеся школы трижды становились победителями и
призёрами краевой историко – краеведческой олимпиады, победителем Всероссийской
олимпиады по истории в МГУ, многократными лауреатами краевой программы «Будущее
Алтая» в краеведческих номинациях, лауреатами Всероссийских конкурсов «Шаг в
будущее», «Юность науки». «Юность, наука, культура», «Первые шаги», имени
Вернадского. Большинство
предпрофильных и профильных учебных курсов были представлены на районную
инновационную образовательную выставку, лучшие – на краевой конкурс
«Инновационный проект» и Всероссийский открытый конкурс «Педагогические
инновации», где отмечены дипломами лауреатов и грамотами. Только на
Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» учителя школы
получили за эти разработки три диплома первой и два - второй степени. Часть курса «История
Алтайского края, Мамонтовского района и села Чёрная Курья» опубликована в сборнике
научных работ БГПУ, предпрофильный курс
« «Чудики» в рассказах В. М. Шукшина», - в сборнике АКИПКРО, посвященном юбилею
В. М. Шукшина [2]. Опыт и результаты
работы школы в целом по краеведческой тематике многократно представлялись на
районных, окружных, краевых, всесоюзных и всероссийских семинарах, научно –
практических и научных конференциях. В
2009 году школа стала лауреатом III краевого фестиваля школ –
победителей конкурса ПНПО в номинации
«Лучший проект диссеминации опыта школы – лидера», а учителя -
победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации, двух премий
губернатора Алтайского края: имени С. П. Титова (в номинации «За
просветительскую работу в области литературы и искусства, истории и культуры
Алтайского края, краеведческую деятельность и работу в школьных музеях») и на
денежное поощрение лучших учителей Алтайского края; краевого конкурса по популяризации и развитию
научно – исследовательской деятельности одарённой молодежи и школьников
Алтайского края. В 2010 году ещё один учитель стал победителем конкурса на
денежное поощрение лучших учителей Алтайского края, есть представитель и в
конкурсе этого года. Всё это в целом характеризует качественный уровень работы школы, где сегодня учатся всего 77 детей, по краеведческой тематике и направлено на реализацию основной цели школы: воспитание и развитие личности на основе овладения школьниками обществоведческими знаниями и умениями, ориентированными на социальную практику; позволяет выстроить в условиях небольшой сельской школы индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, раскрыть его способности, создать условия для их проявления и реализации, помочь самоопределиться и самоутвердиться, открыть дорогу в профессиональную сферу и сформировать активную гражданскую позицию. Список
литературы: 1. Иванов Г. Е . Археологический кружок в сельской школе как средство обучения и воспитания учащихся// Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск: изд – во НГУ, 1990. С. 18 – 26; Иванов Г. Е. Музей истории села Черная Курья: обзор экспозиции и фондов// Алтайский сборник. Вып. 16. Барнаул, 1995. С. 251 – 257; Иванов Г. Е. Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района. Барнаул, 2000. 168 с.; Иванов Г. Е. Из опыта преподавания курса « История Алтайского края в старших классах сельской школы// Региональный компонент курса истории: поиск и решения. Барнаул: изд – во БГПУ, 2001. С. 93 – 104; Иванов Г. Е. Археологическому кружку Чернокурьинской средней школы – 25 лет// Педагогические чтения им. В. В. Верещагина, посвященные 100 – летию детского туризма на Алтае. Барнаул, изд – во АлтГУ. 2005. С. 77 – 83; Иванов Г.Е. Научно – исследовательская работа в патриотическом воспитании сельских школьников// Довузовская подготовка в структуре непрерывного образования в условиях модернизации системы образования России. Барнаул: Азбука, 2005. С. 192 – 195; Иванов Г. Е. Некоторые аспекты создания и функционирования археологического кружка в сельской школе// «Будущее Алтая»- программа для одаренных школьников и молодежи: тематика исследований, лучшие работы, методические материалы. Барнаул, 2006. С. 97 – 102; Иванов Г. Е. Организация комплексной краеведческой работы по изучению древнего прошлого села и района //Археология, этнология, палеоэкология Северной Азии и сопредельных территорий. Новосибирск: изд – во НГПУ, 2007. С.369 – 371; Иванов Г. Е. Краеведение в учебном и воспитательном процессе сельской школы//IV педагогические чтения им. В. И. Верещагина. Вып. 4. Барнаул, 2009. С. 16 – 23; Иванов Г. Е., Семибратов В. П. Работа по охране и пропаганде археологических памятников в сельской школе// Охрана и использование археологических памятников Алтая. Барнаул, 1990. С. 138 – 140. 2. Иванов Г. Е. Из опыта преподавания курса « История Алтайского края в старших классах сельской школы// Региональный компонент курса истории: поиск и решения. Барнаул: изд – во БГПУ, 2001. С. 93 – 104; Фицай В. В. «Чудики» в рассказах В. М. Шукшина (курс по выбору для учащихся 9 кл.)// Методические рекомендации для работников образовательных учреждений по реализации юбилейных краевых программ и мероприятий, посвященных 80 – летию со дня рождения В. М. Шукшина. Барнаул, 2009. С. 23 – 28.
| |
Просмотров: 759 | Загрузок: 57 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |