Главная » Файлы » Тексты некоторых выступлений |
[ Скачать с сервера (79.5 Kb) ] | 03.03.2014, 13:55 |
«В деле обучения и воспитания, во
всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - как
актуальны сегодня слова К.
Д.Ушинского. При обсуждении путей
развития отечественной школы дошла очередь до ключевой фигуры реформирования
образования. До недавнего времени суть реформирования образования
преимущественно касалась преобразований в финансово-экономической сфере и изменений
правового статуса учреждений образования (переход на подушевое финансирование,
введение стимулирующих фондов оплаты труда учителя, придание школам статуса
автономных, бюджетных или казенных организаций и т.п. Концепция и содержание профессионального
стандарта педагога разрабатывается в российском образовании впервые. Думаю,
что во всех образовательных организациях уже прошло обсуждение стандарта, все
познакомились с содержанием документа. На форуме сайта АКИПКРО, как и на
других, высказаны различные мнения
педагогов, предлагаются конкретные дополнения ко многим положениям стандарта. Не
оставляет равнодушным отклик Ольги Михайловны Крайник - руководителя МО учителей русского языка и
литературы Алтайского края - на
обсуждаемый документ: «.. если учитель русского языка должен вести постоянную работу с семьями учащихся и местным
сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и
национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений,
использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками,
то, думаю, что на качественную подготовку к исполнению его непосредственных
обязанностей – к подготовке к урокам русского языка (и литературы) – ему
времени просто не останется». Вопрос о подмене слова «учитель» словом «педагог»
в поле зрения многих. Нельзя
не согласиться с мнением Евгения Ямбурга,
заслуженного учителя РФ, доктора
педагогических наук, в
обсуждении «Зачем нужен профессиональный стандарт?» (Околоправительственный
доклад), что «эти документы вызывают
психологическое отторжение у массы педагогов, поскольку содержат ряд положений
формального характера, загружающие учителя дополнительной работой, отвлекающие
его от выполнения своих основных обязанностей». Согласитесь, что к избыточным
требованиям относится и предписанная педагогу обязанность создавать
рабочие программы в строго определенных рамках. Сегодня учитель вынужден стать
методистом. Но в Стандарте находим обратное:
« от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил». Уязвимым стал и сам
термин «Стандарт» применительно к работе учителя. Учитель — профессия
творческая, не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами. Применимы ли
эти подходы к тонкой сфере образования, имеющей дело не с материальным, а
духовным. Правомерно ли превращение образования в сферу обслуживания? Так что же такое Профессиональный стандарт педагога?
Чем отличается от квалификационных
характеристик учителя? Для чего необходим? Эти и другие
вопросы волнуют каждого педагога?
Профессиональный стандарт педагога –
рамочный документ, в котором определяются основные требования к его
квалификации. Существующие квалификационные характеристики и должностные
инструкции сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными
требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекают от непосредственной работы с детьми, не
отвечают духу времени. Профессиональный
стандарт необходим для того, чтобы повысить мотивацию педагогических работников
к труду и качеству образования. Он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству
профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации
педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры, а также
для формирования должностных инструкций и разработки ФГОС педагогического
образования. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Профессиональный стандарт сегодня — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Недостаточными становятся прописанные квалификационные характеристики учителя, так как развитие технологий, необходимость постоянно решать нестандартные задачи — всё это вместе взятое выдвигает новые требования к профессиональному стандарту. Сегодня любого работодателя помимо квалификации интересуют такие качества работника, как мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, умение работать в команде. Стремительно меняющаяся жизнь ставит перед всеми новые задачи, решать которые не приходилось раньше. Отсюда вытекает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: · Работа с одаренными учащимися · Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования · Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии · Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. В части «Содержание» включены разделы:
обучение, воспитательная работа, развитие. И если Вы заметили: в части «обучение - 7 положений», а в части «развитие» – 20. Вот на что
нацеливает Стандарт - на развитие личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для
осуществления развивающей деятельности. Но чтобы решить новые задачи, создать все условия для
реализации данного проекта, мы понимаем - необходимы узкие специалисты
-психологи, логопеды, дефектологи… А возможно ли это в условиях сельской
малокомплектной школы? Как и требование
высшего образования к учителю… Подробно в документе представлены профессиональные компетенции педагога дошкольного и начального образования. Некоторые требования для учителей математики и русского языка не оставили коллег равнодушными, например, «вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы…» А значит учителю вменяются новые обязанности. В Приложениях к Стандарту прописаны пути и способы достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности, что сегодня является актуальным. Можно долго критично рассматривать те или
иные положения Стандарта, но с 1
января 2015 года нам этот документ принимать. Поэтому уже сегодня нужно быть готовым к работе в
новых условиях. Чтобы не встречать явного сопротивления педагогов, методическим
службам школ нужно продуманно
планировать работу в этом направлении, создавать условия, что и делается
во многих школах. Отрадно, что в последнее время в рамках модернизации образования значительно улучшилась материально – техническая база школ: практически каждый учебный кабинет нашей школы оборудован АРМ; частично оборудованы игровые зоны для младших школьников, учителя вовремя проходят курсы повышения квалификации, аттестацию. Проводятся мероприятия по подготовке к введению стандарта. В нашей школе в 2013 году прошел педсовет: «Профессиональный стандарт: «за» и «против»: учителя изучили и обсудили положения документа. Администрация и педагоги включены в инновационную работу: Г.Е.Иванов с 2013 года входит в состав Губернаторского клуба учителей – новаторов Алтая, проходят мероприятия в рамках стажерской площадки (мастер – класс по работе с одаренными детьми совместно с Тюменцевским районом), инновационной работой заняты школьные проблемные группы по введению ФГОС НОО, по информатизации, клуб молодого учителя, (работа молодого учителя Богачевой С. В. в летних учебно - тренировочных сборах по химии для одаренных школьников Алтая под руководством народного учителя Р. А. Коркиной), работа с одаренными детьми ведется на протяжении многих лет (за последние 2 месяца: 1 место в краевом конкурсе сторителлинга, 1 место в районном к - се ученического самоуправления «Лидер», 2 место в районной научно – практической конференции). Дети с ОВЗ занимаются в классах и по смешанному типу, включены в воспитательные, культурно – развлекательные, спортивные мероприятия. Проводятся методические мероприятия школьного образовательного округа (за год нашим округом проведено 10 мероприятий – 5 для учителей и 5 для обучающихся); высоко оценен на российском уровне проект по наставничеству; для родителей и учителей проведены творческие отчеты педагогов по внеурочной деятельности в условиях ФГОС; тесное сотрудничество с детским садом «Колосок» по программе «Преемственность». Педагоги результативно участвуют в конкурсах профессионального мастерства («Учитель года», «ИКТО - 2013», краевой конкурс лучших педагогических работников и др.), различных проектах. Разрабатываются локальные акты по инновационной деятельности. Считаю, что такая работа включает каждого учителя в развивающую среду, а значит подготавливает к работе в условиях Профессионального стандарта. Ведь учитель, пока он учится сам, является примером постоянного развития и совершенствования, а это так важно сегодня для наших детей. Конечно, руководителям школ предстоит большая работа по дополнению Профессионального стандарта внутренним стандартом образовательного учреждения, необходимо будет разрабатывать локальные акты, соответствующие целям и задачам образовательных организаций. Хотелось бы, чтобы «Профессиональный стандарт» прежде всего раскрепостил педагога, дал новый импульс его развитию, нестандартным действиям, повысил престиж нашей профессии. | |
Просмотров: 3953 | Загрузок: 325 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |